Первый опыт.

 

Осенью 1941 года в ленинградских полках из-за нехватки бензина стояли почти все автомобили. Но машина, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 году необычный автомобиль с двигателем, работавшим на водороде, демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады. При этом двигатель работал несколько часов в закрытом помещении. Отработанные газы - обыкновенный пар - не загрязняли воздух.

 21 сентября 1941 года младший техник-лейтенант  Шелищ подготовил эксперимент. Схема, предложенная Борисом Исааковичем, была  проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м3 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Водитель грузовика управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина.

 Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 часов, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не было следов вредных примесей, а в камерах сгорания - и следов нагара.

 За эту работу техник-лейтенант Б. Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. Его опыт использовали в частях ПВО столицы - 300 двигателей перевели на «грязный водород».

 Факт - во время войны было оформлено авторское свидетельство № 64209 на изобретение. Таким образом был обеспечен приоритет страны в развитии энергетики будущего.10 дней - и водородными стали 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвался всего один грузовик из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов было использовано все, что было под руками - корпус огнетушителя, водопроводные трубы... В 70-80-е годы был построен первый в мире водородный самолет ТУ-155.

 

 

На главную